ТЯЖМАШТРЕЙД
энергетика инноваций
Реклоузеры РВА/TEL, ПСС-10 очень хорошо проявили себя при защите линий электропередач 6-10 кВ для обеспечения непрерывности электроснабжения потребителей электроэнергии.
При сравнительно небольших затратах результаты внедрения реклоузеров были столь впечатляющими, что в настоящее время электросетевые компании предписывают установку реклоузеров всем конечным потребителям электроэнергии.
Главными плюсами реклоузеров являются их небольшие габариты и масса, позволяющие устанавливать реклоузеры на опоры ЛЭП, а также отсутствие необходимости в регулярном обслуживании.
Установленный на опоре линии электропередачи реклоузер работает в автоматическом режиме, не требует вмешательства обслуживающего персонала и при этом безопасен для окружающих, так как доступ к нему ограничен высоким расположением.
Конечно, энергетикам очень хотелось распространить положительный опыт внедрения реклоузеров также и на линии 35 кВ. Однако, движение в этом направлении сдерживалось отсутствием компактных вакуумных выключателей 35 кВ.
Основная функция реклоузера - секционирование воздушных линий, то есть разбиение линий на участки, каждый из которых может быть отключен индивидуально в случае аварийной ситуации в его пределах без ущерба для работоспособности остальной части линии.
Вакуумный выключатель ВВН-35 |
Вакуумный выключатель ВБУ-35 |
Вакуумный выключатель ВВУ-35 |
Основным элементом пункта секционирования (реклоузера) является вакуумный выключатель. Вес вакуумного выключателя 10 кВ - около 40 кг, а вес вакуумного выключателя на напряжение 35 кВ - уже около 500 кг. Учитывая, что межфазные расстояния для оборудования 35 кВ почти в два раза больше, чем для 10 кВ, габариты вакуумных выключателей 35 кВ также выходят за разумные пределы, что не позволяет установить выключатель на опору линии электропередачи.
По этой причине долгое время реклоузеры 35 кВ представляли собой конструкции или здания внушительных размеров.
Реклоузер 35 кВ наземного исполнения |
Пункт секционирования ПСВЛ 35 кВ контейнерного исполнения |
Конечно, реклоузерами назвать эти конструкции можно весьма условно, так как это название подразумевает столбовое исполнение.
Только в начале 2000-х годов двум компаниям - российской "Таврида Электрик" и австралийской Noja Power - удалось создать компактные варианты вакуумных выключателей 35 кВ.
Ранее эти компании сотрудничали при создании реклоузеров 10 кВ и продвигали на рынок очень похожие устройства - реклоузер "Таврида Электрик" РВА/TEL (он же REC15) и реклоузер Noja Power OSM15.
Однако при разработке устройств на напряжение 35 кВ бывшие партнеры пошли разными путями. В то время, как Noja Power в своем реклоузере OSM38 использовала проверенную схему с вакуумным выключателем внутренней установки, заключенным в металлический корпус, "Таврида Электрик" в реклоузере SMART35 применила вакуумный выключатель наружной установки.
Реклоузер 35 кВ OSM38 Noja Power |
Реклоузер 35 кВ SMART35 Таврида Электрик |
Несмотря на разницу в подходах, функционально и в смысле стоимости оба решения оказались очень близки.
Новые компактные и сравнительно недорогие решения для защиты линий 35 кВ, каким стали реклоузеры, вызвали прилив оптимизма у специалистов. География установок реклоузеров 35 кВ ширилась с каждым годом. Возможность устанавливать такие устройства на опорах линий электропередач, буквально "в чистом поле", сделала реклоузеры почти безальтернативным решением, вытеснив все старые устройства наземной установки.
Успех применения реклоузеров на воздушных линиях настолько вдохновил энергетиков и проектировщиков, что их стали использовать в качестве коммутирующих и защитных устройств в ОРУ подстанций.
Там, где ранее необходимо было дорогое и громоздкое блочно-модульное здание с установленными внутри ячейками КРУ 35 кВ на базе вакуумных или элегазовых выключателей, теперь стали устанавливать два или три реклоузера, которые обеспечивали защиту, коммутацию линий, автоматический ввод резерва, подключение и отключение нескольких секций сборных шин подстанции.
Также реклоузеры, как автоматические устройства, управляемые микропроцессорными терминалами, очень хорошо вписываются в современную концепцию единой системы управления распределением энергии с возможностью удаленного компьютерного управления перетоками электроэнергии.
Будем ждать новых успехов современной энергетики в использовании реклоузеров 35 кВ.
Требования по габаритам, которым должны удовлетворять блочно-модульные КТП и КРУН при перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом.